Версия для слабовидящих Государственное бюджетное учреждение Республики Крым
«Раздольненский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи»
Поиск по сайту
Контактная информация
E-mail: 115@crimeaedu.ru
Малыгина Ольга Олеговна (директор):+7 (978) 036 31 74 Обратная связь
Наш адрес
п. Раздольное, ул. Ленина, 5а
Мы в социальных сетях
Телефоны доверия
+7 (978) 000 07 38
8 800 2000 122
Родителям
Понятие и типы неблагополучной семьи801.02.2023
Типология неблагополучных семей
Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
Неполные семьи и их типы
название_4
название_5
название_6
название_7
название_8
название_9
название_10
название_11
название_12
название_13
название_14
название_15
название_16
название_17
название_18
название_19
название_20
название_21
название_22
название_23
название_24
название_25
название_26
название_27
название_28
название_29
название_30
название_31
название_32
название_33
название_34
название_35
название_36
название_37
название_38
название_39
название_40
название_41
название_42
название_43
название_44
название_45
название_46
название_47
название_48
название_49
название_50
Типология неблагополучных семей

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья.        
Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др.
Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:
Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:
  • конфликтные семьи;
  • проблемные семьи;
  • асоциальные семьи;
  • аморально-криминальные семьи;
  • семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
В таких семьях формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер; проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне); проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье; ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.
Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
«Пограничные семьи»
Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно.
Семьи с недееспособными членами:
испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра.
Семьи с детьми-инвалидами:
  • типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза;
  • вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности;
  • часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком;
  • родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания; чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих;
  • иногда - обвинение врачей, педагогов;
  • проявляют к ребенку гиперопеку;
  • заключительная реакция – эмоциональная адаптация;
  • в подобных семьях часто бывают разводы.
Семьи с нарушением структуры семейных ролей - семьи, где межличностные роли, которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи (патологизирующие семейные роли). Они могут возникать в результате взаимодействия семьи с социальной средой или непосредственно в самой семье:
  • семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи – соратники в борьбе);
  • семья-театр (театрализованный образ жизни сохраняет видимость благополучия, при посторонних родители любят демонстрировать свою любовь к ребенку, однако у родителей нет подлинного контакта с детьми);
  • семья-санаторий (семья только внешне кажется солидарной,  один из членов семьи ограничивает свои обязанности, заставляя близких все больше и больше окружать его вниманием). 


Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье

Неблагополучные семьи часто характеризуются тем, что ребенок, адаптируясь к сложным семейным обстоятельствам, вынужден брать на себя определенную социальную роль. Навязанная ребенку роль негативно отражается не только на психологической атмосфере семьи, еще больше усугубляя семейное неблагополучие, но и оказывает травмирующее влияние на психику ребенка и формирование его личностных черт.
Эти роли могут быть как положительными, подчеркивающими ценность ребенка для семьи, так и отрицательными, с помощью которых фиксируется его низкая ценность в семейном кругу. Эти роли не являются стабильными и жестко закрепленными. Дети могут играть несколько ролей одновременно или поочередно. Чем дольше человек играет определенную роль, тем больше она закрепляется за ним. Чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на ситуацию в семье, потом становятся движущими силами в его дальнейшей жизни, сообразно с ними он строит свою судьбу и свои отношения с другими людьми.
Положительные роли, согласно которым строится модель поведения ребенка в семье, а затем и за ее пределами, довольно многообразны. Среди них наиболее распространенными являются: кумир семьи, вундеркинд, мамино (папино, бабушкино...) сокровище, паинька, талисман семьи, болезненный ребенок, герой семьи и др. 
Казалось бы, положительная роль, которая отводится ребенку в семье, должна способствовать формированию у него исключительно положительных личностных качеств и социально приемлемых форм поведения. Однако иногда в семьях (чаще всего со скрытой формой неблагополучия) создается культ ребенка, все дела и заботы сосредоточиваются на нем. 
Кумир семьи, что бы он ни делал и как бы ни вел себя, вызывает общее восхищение домашних. Любое его желание, прихоть удовлетворяются незамедлительно. Жизнь семьи как бы целиком посвящена ребенку, все дела и заботы сосредоточены исключительно вокруг него. Ребенок начинает воспринимать себя как центр семьи, он просто не видит, что существуют проблемы других людей, и не встречается с необходимостью считаться с другими. В такой атмосфере он вырастает изнеженным, капризным, глубоко эгоцентричным, поскольку с малолетства привыкает ставить свою персону в центр мироздания. 
Вундеркинд (надежда семьи). Чаще всего появление подобной роли наблюдается в семьях, для которых характерно искаженное отношение самих родителей к окружающему миру, своеобразный отказ от попытки реализовать себя в нем. Для родителей в подобной жизненной ситуации ребенок становится своеобразной надеждой на реализацию своей мечты.
Мамино (папино, бабушкино…) сокровище. По своей сути эта роль напоминает роль кумира семьи, но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. Ребенок прекрасно чувствует особое отношение к нему кого-то одного из взрослых, но не менее остро воспринимает отсутствие такого же отношения со стороны других. 
Паинька. В большинстве случаев воспитанный, послушный и примерный ребенок является предметом родительской гордости, так как не доставляет никому особых хлопот и огорчений, старается во всем следовать советам взрослых, безукоризненно выполняя все их поручения. Казалось бы, в семье не существует никаких проблем. На самом же деле в такой семье люди не умеют и не считают нужным эмоционально поддерживать друг друга, делиться в семье наболевшими проблемами и связанными с ними переживаниями. На внешнем, социальном уровне взрослый старается играть показную роль образцового семьянина. Ребенок стремится подтверждать родительские ожидания своим примерным поведением. Если первоначально каждый промах в его поведении ставится ему на вид родителями, то впоследствии он сам начинает ставить себе в вину любую, даже малейшую неудачу в жизни. В детстве он своими промахами подводит всю семью, а став взрослым, усматривает в своих несбывшихся ожиданиях собственную неполноценность, несостоятельность, что делает его чрезмерно уязвимым при трудностях, критике, неизбежных ошибках. 
Любимец семьи. Часто это младший ребенок в семье, которого не принимают всерьез из-за малолетства. Поняв выгодность такой позиции, он использует активные действия, шутки, баловство, стремясь привлечь к себе внимание и показать, что проблема, которая так тревожит взрослых, исчезла. С этой же целью он играет роль клоуна, шута. Избалованный всеобщим вниманием и всепрощением, любимец семьи несколько легкомысленно относится к жизни, а поэтому и не учится справляться с трудностями. 
Болезненный ребенок. Обычно подобная роль приписывается детям, здоровье которых требует особого внимания и ухода. Когда долго болевший ребенок практически выздоровел и вполне мог бы чувствовать себя равным с другими детьми, кто-то в семье упорно продолжает считать его слабым, беспомощным и ожидает такого же отношения от других. Роль болезненного становится со временем выгодной ребенку. В дальнейшем он неосознанно стремится воспроизвести приятное ощущение общности с другими членами семьи, которое удалось испытать во время болезни, и инициирует уход в болезнь, чтобы получить любовь, заботу, внимание и ласку. 
Герой семьи (ответственный ребенок). Чаще всего подобную роль принимают на себя старшие дети из явно неблагополучных (алкогольных и конфликтных) семей. Очень рано они вынуждены становиться взрослыми, чтобы поддержать нуждающихся в помощи младших братьев и сестер, а иногда и своих родителей. Такие дети чувствуют себя ответственными за происходящее в семье. Однако, все больше убеждаясь в том, что их усилия не меняют ситуации в семье, они начинают испытывать чувство вины за свою несостоятельность. Отсюда возникает чувство своей ущербности, заниженная самооценка, неприятие образа «Я». 
Потерянный (кроткий) ребенок. Такой ребенок проводит время в одиночестве за тихими занятиями, не досаждая никому в доме. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности и интересы считает менее важным, чем проблемы и увлечения других, уступчив. Вместе с тем он сильно страдает от одиночества, склонен к дальнейшей изоляции. 
Пагубные последствия для формирования личности ребенка имеют отрицательные роли, с помощью которых фиксируется низкая ценность ребенка в семье. Среди таковых, прежде всего, необходимо выделить роль ужасного ребенка в ее многочисленных разновидностях. Ребенок, вынуждаемый играть эту роль (ибо таковы ожидания старших), воспринимается в семье как субъект, создающий лишь трудности и напряженные ситуации. Он непослушен, своеволен, лишен чувства долга и даже злонамерен, поскольку многие его поступки можно рассматривать как действия назло взрослым. Все в семье только и делают, что призывают его к порядку бесконечными выговорами и наказаниями. Поскольку это часто не дает желаемого результата, ребенок кажется родителям еще ужаснее. Так у него появляется роль мучителя. Такими реакциями ребенок пытается вернуть себе утраченное внимание взрослых и заставить их заниматься им. Такой ребенок подчас выступает и в роли козла отпущения для семьи. Для всех ее членов он однозначно плох, а это дает им возможность разряжать на нем свое раздражение, возникающее вследствие неудовлетворенности браком или недовольства друг другом. 
Другие дети принимают роль серой мышки (забитого ребенка): они начинают бояться наказаний за любое свое высказывание и любой поступок, стараются как можно меньше попадаться на глаза. Такие дети производят впечатление замкнутых. Они с большим недоверием и ожиданием наказания смотрят на окружающих. Часто изолированному ребенку приходится исполнять еще одну роль — путающегося под ногами: он чувствует, что всем мешает и вызывает у домашних одно раздражение.  
Иногда в семьях можно встретить такую детскую роль, как золушка. В данном случае присутствует явное или скрытое эмоциональное отторжение ребенка другими членами семьи. Из него делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям или взрослым. Он реагирует на эту ситуацию по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, а порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему. Вынужденный играть эту роль, ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным.

Неполные семьи и их типы

Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей:
  • осиротевшая, 
  • внебрачная, 
  • разведенная, 
  • распавшаяся. 
В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.
Осиротевшая неполная семья  образуется в результате смерти одного из родителей. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.
Неполная разведенная семья – семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. 
Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких-либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины. 
Распавшаяся семья – неполная семья, возникающая в результате ухода из дома одного из супругов. 

 


текст_4
текст_5
текст_6
текст_7
текст_8
текст_9
текст_10
текст_11
текст_12
текст_13
текст_14
текст_15
текст_16
текст_17
текст_18
текст_19
текст_20
текст_21
текст_22
текст_23
текст_24
текст_25
текст_26
текст_27
текст_28
текст_29
текст_30
текст_31
текст_32
текст_33
текст_34
текст_35
текст_36
текст_37
текст_38
текст_39
текст_40
текст_41
текст_42
текст_43
текст_44
текст_45
текст_46
текст_47
текст_48
текст_49
текст_50